Пятница, 15.12.2017, 05:42
Приветствую Вас Гость | RSS

МБУК"Межпоселенческая централизованная библиотечная система Гордеевского района"

2017 год - Год экологии
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вспоминая минувшие дни…

           Интересную информацию о прошлом села Гордеевка узнали наши библиотекари из дневников учительницы Гордеевской школы – Анастасии Яковлевны Славниковой. Она была свидетельницей событий послереволюционного периода, жила и работала всю жизнь в Гордеевке. О дореволюционных событиях       ей рассказывал дед – бывший крепостной  крестьянин помещика Булацеля Иван Евстигнеевич Мельников.

          Гордеевка со всех сторон была окружена лесами. Даже все Заречье было  покрыто редким  лесом, на краях огородов и  в низинах росли ольха и осина. Леса были богаты дичью, ягодами и грибами.  Это было большим подспорьем в любом крестьянском хозяйстве.

         Село на две части делила щедрая на рыбу река Поконка, весной бурливая          и полноводная. Вода в реке весь год была чистая. Пригодная для питья. Все дороги, ведущие к Гордеевке, были обсажены березами, вербами, другими деревьями.

Гордеевка состояла из пяти улиц: села (теперь улица имени Калинина), Слободы, Малаховки и Бобыловки. Последняя  улица (ныне имени Ленина) относилась к селу и своего названия не имела. Было несколько дворов и на месте нынешнего Заречья. Всех жилых домов до Октября было около двух с половиной сотен. В основном это были обыкновенные крестьянские избы. Редко встречались добротные пятистенки, крытые железом или тёсом.

          Кроме жилых, были и общественные здания: земское и высшее начальное училище, почта, амбулатория с аптекой, магазин «Общество потребителей»,  «казенка» - винная лавка, чайная,  общественный магазин для ссыпки запасного фонда зерна,  волостное правление. И, конечно же, церковь. А еще еврейская синагога.

         Основную часть населения составляли крестьяне. Служащих было, не более четырех  десятков человек. Вместе с русскими жили и евреи. Их было 10-12 семей. Большинство из них проживало на теперешней улице Ленина в своих домах. Некоторые имели свои небольшие магазинчики. Другие же занимались различными ремеслами.

          В стране процветало крепостное право. На барщину должны являться все, начиная с детей 14-летнего возраста. Работа была различной: на поле, в огороде,         в саду, в парниках и оранжерее, на скотном дворе и строительных работах,                на мельнице и валяльне, в винокурне (на спиртзаводе), в цагельне (кирпичный завод) и других местах.

         Зимой женщины   и многие мужчины пряли лён и шерсть, принадлежащие помещику. Ткали холст в основном одни мужчины. Холстина была разной ширины – и в два, и в полтора аршина, и значительно уже.

         За работой крепостных следили так называемые  подгонятые.  Малейшие ошибки в работе, влекли за собой неминуемое наказание. Виноватых, как правило, секли на конюшне, разложивши на специальную скамью.

         Обстановка в домах была самой примитивной – стол, скамейки, услоны. Кое       у кого были шкафчики у двери или большие сундуки для хранения деревянной посуды и некоторых продуктов, которые всегда надо было держать под рукой.

         Во многих семьях было по 6-8 человек. Это считалось нормальным явлением. Но были и такие, где число едоков доходило до двух десятков. В месте, где теперь обычно стоит кровать, были устроены многоярусные полати.  Там размещалось         не менее трети семьи.

         Остальные  спали на полу да по лавкам, к которым на ночь подставляли услоны. Малышей по два-три размещали в люльках, которые были подвешены           к потолку.

          И завтракали, и обедали, и ужинали все разом.  Ели из общей миски, места        за столом порой не хватало. Некоторые всю трапезу стояли. Бельё носили исключительно холщевое. Верхняя одежда шилась из сукна и полусукна домашней выделки. Основной обувью были лапти, редко кто имел сапоги. Их одевали на праздники, да когда шли в церковь.

         Согласно манифесту 1861года крестьяне освобождались от крепостной зависимости. Этот документ прочел собравшимся  в церкви  прихожанам батюшка. От радости люди плакали, молились богу за царя, как на Пасху. 

          Однако радость была не долгой. Земля по-прежнему принадлежала помещику, приобрести её можно было только за выкуп. Нужны были деньги, а где их было взять? До введения денежного расчета за поденный труд платили натурой. Ежемесячно работник получал 30 фунтов ржаной муки, пять фунтов крупы и три фунта соли(1фунт-450грамм). Когда начали платить деньги, мужчина получал 40-50, а женщина 25-30 копеек. Много это или мало? Пример: за простой сруб избы платили 3-3,5 рубля, а если сруб был с приборкой -5рублей.

         Почти все население Гордеевки занималось сельским хозяйством. Хозяева обрабатывали навечно закрепленные за ними наделы. Площадь одного надела равнялась трем десятинам (гектарам). Как правило, в пользовании семьи было            2-3 надела, реже 4-5. Из  зерновых сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху. Были участки, засеянные коноплей и льном. Тягло было одно - лошади. Сеяли вручную. Жали серпами, молотили на гумнах цепами.  На жизнь от урожая до урожая хватало, но особого достатка не было. Десятка полтора жителей Гордеевки занимались ремеслами. Было несколько бондарей, гончаров, портных, сапожников.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2017
uCoz