Меню сайта
Наш опрос
|
Полезная и интересная информация"Российской прокуратуре - 300 лет" Как и всякий
иной государственный орган или учреждение имеет свою историю, так и прокуратура
России в своем развитии прошла долгий и многотрудный исторический путь,
богатый на события и факты. Вот уж 300
лет, как она существует в списке государственных органов, который постоянно и
весьма часто изменяется и обновляется, появляются новые структуры, прежние
реорганизуются или вовсе исчезают с
«политического Олимпа», а прокуратура остается. Причина её долголетия и
востребованности в тех задачах, которые она призвана решать вне зависимости от
политической конъюнктуры и вида власти, которая стоит у руля государства (монархия ли это,
буржуазная, социалистическая или демократическая республики). Любая власть
нуждается в законности и
правопорядке, в правильном понимании и применении издаваемых ею законов, в надзоре за законностью
деятельности государственных и иных структур, во властном принуждении к
исполнению законов теми, кто эти законы нарушает, либо применении к ним
законных санкций за допущенные нарушения законов. В Межпоселенческой Гордеевской
центральной библиотеке библиотекарем ЦПИ Г.А.Глушак подготовлен информационный
вестник «История образования и становления прокуратуры России. Развитие законодательства
о прокуратуре. Система органов прокуратуры». Приглашаем читателей библиотеки ознакомиться
с интересной информацией по данной теме. 300
лет со дня учреждения «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных», который был издан 24 января 1722 года Указом императора Российской империи
Петра I. Табель о рангах Петра 1 –
законодательный акт в России XVIII-XX веков, который определял порядок несения
государственной и военной ,службы
в Российской Империи. Устанавливал 14 классов по трем видам: военные (армейские
и морские), штатские и придворные. Табель о рангах, одна из важнейших
реформ Петра 1, направленных на дальнейшее укрепление дворянской бюрократии. Табель о рангах просуществовала
до ноября 1917 г., а на некоторых территориях вплоть до 1922 г. За все время
своего существования этот документ многократно изменялся и корректировался в
соответствии с реалиями
времени. Основной идеей табели о рангах Петра 1
было то, чтобы создать документ, содержащий в себе единую упорядоченную систему
чинов, существующих в стране. Чины были классифицированы, описаны и систематизированы в
соответствии с рангами (по старшинству). История
создания Петр
I
не только отдал приказание, но и лично сам принимал участие в его составлении. За основу брались
аналогичные документы ведущих мировых стран (Франция, Швеция, Пруссия и Дания).
На основании этих документов комиссией был создан черновик, который отправился на подписание к государю. Император
лично отредактировал черновик и велел отправить его на рассмотрение Сената, Военной
коллегии и Адмиралтейской коллегии. Документ рассмотрели, внеся в него
определенные поправки, но при итоговом рассмотрении царь их не принял, а
оставил документ в его первоначальном виде. Табель
о рангах – содержание Табель о рангах
представляет из себя подробное описание всех существующих чинов. В начале
представлена таблица, в ней все чины описаны и поделены в соответствии с
классами и рангами. После таблиц следует описание заработной платы, порядок
присвоения чина и его наследования, а также много другого, вплоть до того как
следует правильно обращаться к чиновнику того или иного ранга. Все
чины в табели были разделены на три типа – придворные, военные и статские –
которые группировались в соответствии с типом и затем распределялись по
классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему. Чем выше был класс
(ранг), тем большие привилегии были у чиновника. Всего
описывалось 263 должности, но в последствии некоторые из них были упразднены. Следует
заметить, что чины не только описывались, а сравнивались между собой. Статский
советник (гражданская служба) был приравнен по своим правам к капитану-командору или
бригадиру (военная служба). Остальные чины описывались аналогичным образом, но
военный чин всегда имел небольшое превосходство перед гражданским и больше
шансов подняться по карьерной лестнице. В
документе также описывались придворные чины, дававшиеся не только мужчинам, но
и женщинам. Значение
документа Табели о рангах
Петра I
создавался для систематизации и упорядочения государственной службы, для того
что бы сделать присвоение чинов и званий более простым и понятным. Создание этого
документа в значительной степени упростило государственную службу, сделало ее
более прозрачной. В табели описывались старорусские чины, но давать их
перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и
порядком Московской Руси и перешла на новый тип управления. Но самое основное значение документа
1722 г. было в том, что теперь шанс получения титула и продвижения по службы
больше не зависел исключительно от знатности рода. Личная выслуга человека
ставилась теперь выше, чем знатность его родителей, а это полностью изменяло
привычные порядки, принятые на Руси. Теперь достичь успехов мог не только
знатный человек, но и простолюдин, а его дети и внуки имели шансы в будущем
получить дворянский титул, в особенности это имело отношение к военной службе. Дворяне теперь делились на
потомственных (знатные роды) и личных (те, кто смог дослужится до дворянского
титула). Этот документ окончательно разделил всю
службу на военную, гражданскую и придворную, чего до этого не было. Cвоим - всё, врагам - по закону! ( 315 лет назад Пётр I издал Указ о защите Отечества «О предосторожностях на случай вторжения неприятельского» В 1707 году над
Россией нависла смертельная угроза. Карл XII разгромил всех союзников царя
Петра. Дания капитулировала. Польша покорилась, избрала на престол
ставленника скандинавов Станислава Лещинского. Прежний польский король
и курфюрст Саксонии Август Сильный выдал неприятелям русских солдат
и нашего посла, снабжал шведов всем необходимым, помогал изготовиться
к новому походу на Русь. Мы остались в одиночестве.
А шведская армия считалась лучшей в Европе. До тех пор одолеть
ее не мог ни один противник. Массированного штыкового удара
пехоты Карла или натиска его тяжелой конницы в бою не выдерживал
никто.
Впрочем, схватка
предстояла даже не один на один. К вражескому наступлению готовы были
подключиться многие шляхтичи. Крымское ханство и Османская империя только и
ждали разгрома русских, чтобы вмешаться, погреть руки. Карл XII даже не
скрывал, что диктовать условия мира намерен в Москве, а вместе с тем —
низложить Петра, возвести на трон марионеточного царька, себе забрать Псков,
Новгород, Русский Север, срыть юный Санкт-Петербург, полякам отдать Смоленск и
Украину, а остальную Россию поделить на удельные княжества. В ожидании нашествия
Петр I расположил ставку в Жолкве, под Львовом. Здесь прошел военный совет, на
котором было решено: на
территории Речи Посполитой, а та включала в себя Правобережную Украину, Белоруссию,
Литву, генерального сражения не давать. В случае поражения вся местная шляхта
переметнулась бы к врагу, и отступать
в свои пределы русским стало бы крайне трудно. Постановили: когда начнется
вторжение, отходить к нашим границам. Но
при этом в марте 1707-го Петр издал указ о защите Отечества — «О
предосторожностях на случай вторжения неприятельского». Население
заблаговременно оповещалось: супостат на русской земле не должен получить
ничего — ни продовольствия, ни фуража. На двести верст в глубину от границы, от
Пскова через Смоленск и до «черкасских (т.е. украинских) городов», требовалось не
держать «на виду» запасов хлеба, сена и т.д. Зарывать все в ямах, прятать в
лесах, а самим готовить убежища в
чащобах и болотах. Тактика выжженной земли не была каким-то уникальным царским
изобретением: таковые порой провозглашались многими тогдашними властителями,
например, персидскими шахами в
войнах с османами. Однако данные меры люди должны были осуществлять
сознательно, ради спасения родной страны. Указ Петра объявили крестьянам
заранее, «ободрив их и растолковав сию меру». Этот стратегический
документ стал частью целого комплекса мероприятий, продуманных и планомерно
вводимых царем. Опасность вторжения шведов существовала еще в 1706 году, когда
Карл XII вступил в Белоруссию, блокировал русскую армию в
крепости Гродно. В то время Петр издал еще один указ, предписавший поднимать на
борьбу весь народ — рубить в лесах и на дорогах сплошные засеки от Смоленска до
Брянска, собирать мужиков с охотничьими ружьями, рогатинами, косами, создавать из них отряды для самообороны, несения
караулов. В тот раз подобное напряжение сил не понадобилось. Царскую армию из
Гродно удалось вывести, и Карл, безуспешно погонявшись за ней по белорусским
болотам, сильно измотанный, ушел на запад — добивать Саксонию. Но сами меры не
были отменены. В апреле 1707-го Петр
в дополнение к предшествующим актам отправил в Москву указ о подготовке столицы
к возможной осаде. Требовалось отремонтировать укрепления Кремля и
Китай-города, укомплектовать гарнизон, собрать запасы продовольствия, выкопать
в центре города-крепости колодцы. Предусматривалась эвакуация из Москвы в район
Белоозера правительственных учреждений «с лучшею святынею, також с церковными и казенными богатствы и
нужными посольскими письмами». Назначалось также укрепить и палисадировать
Серпухов, Можайск, Тверь. Дворянам вместе со слугами надлежало формировать
отряды ополчения. В последующих
разъяснениях, обращенных к народу, Петр уточнял, что непосредственной опасности
пока нет, армия прикрывает границы и будет их оборонять, но на всякий случай готовиться
все-таки нужно, «осторожного коня и зверь не вредит». Если же взглянем на
эти приготовления в совокупности, то картина предстанет более чем определенная.
Под угрозой вражеского нашествия царь планировал и организовывал народную
войну. Все жители России должны были понять: Отечество общее, одно для
всех — и для государя, и для солдата, и для любого труженика. Каждого
призывали персонально, лично, осознать себя защитником родной страны. А
защищать ее следовало всеми доступными способами: с дробовиком или рогатиной в
руках, собственным трудом по строительству и ремонту укреплений, вывозом в лес
или сжиганием хлеба и сена, чтобы голодали неприятельские солдаты, падали их
лошади. В нашей истории нечто
подобное случалось и прежде — в период Смуты, интервенции поляков. Но тогда
люди поднимались против оккупантов стихийно, причем далеко не сразу, а лишь
после того, как чужеземцы и их пособники допекли, показали свое истинное лицо
посредством грабежей, насилия, святотатства. Целенаправленную организацию
общенародной войны на государственном уровне Петр осуществлял впервые, звал на
нее всю Россию, вырабатывал, четко определял основные направления и методы
противодействия врагу. Превращал огромную страну в единый военный лагерь, где у
всех свои задачи — у ратников, горожан, крестьян. Их усилия сходились к одной
главной цели: победе над захватчиками и спасению Отечества. В ходе Северной войны
(1700-1721 годы) такая политика оправдала себя в полной мере. Когда шведы
вступили в российские владения, на Левобережную Украину,
крестьяне сами, без каких-либо дополнительных указаний, укрывались по лесам и
крепостям, прятали продовольствие, сено, овес, уничтожали мелкие группы
вражеских фуражиров. Города и местечки запирали перед неприятелем ворота,
держались в осадах, погибали, но сдаваться отказывались. Народ
не пошел за изменником Мазепой, отверг все воззвания Карла XII, обещавшего
жизнь, спокойствие, хорошую оплату за поставки хлеба, мяса, сала, фуража.
Усталость, ослабление, потери шведской армии, вынужденной ради пропитания
рейдировать туда-сюда и брать с
боями населенные пункты, во многом предопределили ее разгром и гибель под Полтавой. Примерно то же самое
повторилось в 1812-м. Правда, Александр I не обладал дальновидностью и
решительностью Петра Великого. На государственном уровне планы
народной войны не вводились. Она опять стала разворачиваться стихийно и именно
по тем направлениям, которые предвидел и считал целесообразными первый
российский император: «оголожение» захватчика — лишение его продовольственной
базы, создание крестьянских партизанских отрядов, участие добровольцев в
обороне городов и даже их сожжении, чтобы не достались врагу. После Бородинской
битвы и оставления Москвы Кутузов стал очень умело использовать эти процессы,
развивать инициативу патриотов, налаживая общую координацию действий с помощью
казачьих, кавалерийских подразделений. В полном масштабе
петровская программа всеобщей защиты Родины была введена в действие в 1941
году. Распоряжения советского правительства об эвакуации или уничтожении
ценного имущества, запасов сырья, топлива и продовольствия, организация
партизанского движения, мобилизация населения на оборонительные работы, в
ополчение, «истребительные отряды» — все это четко соответствовало указам
государя перед шведским нашествием, а речи Сталина, обращенные к народу в это
трагическое время, во многом перекликались с петровскими призывами. Подвиг Зои
Космодемьянской, пытавшейся поджечь сено, предназначенное для германских
лошадей, или членов «Молодой гвардии», портивших оборудование угольных шахт, —
разве это не части все той же, испытанной веками программы? Таким образом, можно
утверждать, что планы общенародной защиты Отечества, разработанные и внедренные
Петром I в преддверии смертельного столкновения со шведами и их сателлитами, во
многом заложили традиционные основы русского патриотизма. Именно эти принципы
получили развитие во всех последующих тяжелых испытаниях, которые довелось
пережить нашей стране. Всемирный день прав потребителей в 2022 году
Ежегодно 15 марта во всем мире отмечается День прав потребителей. Добросовестное поведение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и соблюдение прав потребителей способствует развитию благоприятных экономических правоотношений в частности, государства и общества в целом. Девизом Всемирного дня потребителей в 2022 году определена тема – «Справедливые цифровые финансовые услуги». Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам. Банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы — устройства самообслуживания, средства платежей, которые делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, либо обналичивание денежных средств без участия банковского кассира. Мобильный банк, интернет-банк — программные продукты, позволяющие пользователю дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона. Электронные деньги — цифровые средства платежа. Для их использования нужен электронный кошелек — своеобразный аналог банковского счета. При помощи электронных денег пользователь может оплачивать интернет-покупки, совершать денежные переводы и платежи, предоставляя получателям минимальную информацию о себе. Все эти новые и удобные финансовые инструменты, не только создают комфортную пользовательскую среду, но и новые риски, которые нужно учитывать. Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах. Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р. В документе отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан.Видео-презентация "Пётр I и его государственные реформы" Для просмотра перейти по ссылке >>>
Видео-презентация "21 сентября - Международный день мира" Для просмотра перейти по ссылке >>> Первой российской печатной газете "Ведомости" 320 лет Для просмотра перейти по ссылке >>> Устав Владимира Мономаха ( 910 лет со дня обнародования ( 1113 год) «Устав»
Владимира Всеволодовича — один из
разделов древнерусского свода законов, Русской Правды. Он был составлен в
начале правления киевского князя Владимира Мономаха (1113-1125 годы) с целью
изменения части экономических, уголовных
и социальных норм. Статьи Устава регулировали разрешение имущественных
конфликтов, улучшали положение низших сословий, ограничивали влияние феодалов и
ростовщиков. Причины
создания Устава Единым сводом законов Руси до Владимира
Мономаха была Русская Правда в Пространной редакции. Она была установлена в
начале 11 века князем Ярославом Мудрым. Сто лет спустя многие нормы этого
сборника уже не могли чётко регламентировать изменившиеся отношения в обществе. Устав Владимира Всеволодовича был
принят под давлением обострившихся социальных противоречий. Рост налогов привёл
к обеднению населения. Киевляне были вынуждены брать в долг у ростовщиков под
проценты. Возмущение населения в 1113 году переросло в восстание. Владимир
Всеволодович, принявший киевский престол после смерти своего двоюродного брата
Святополка, начал правление с разработки новых законов. Суть
и содержание основных положений Устава Основные положения устава заключались в
следующем: Был установлен
порядок возвращения кредитов и предельная планка процентов по ним. Был введён запрет на превращение купца
в раба за кредит, который он не смог выплатить из-за
форс-мажорных обстоятельств типа войны или стихийных бедствий. Были определены права и обязанности
закупов, тех, кто отрабатывал кредит (купу). Были сформулированы также условия,
которые превращали человека в
холопа. Таким образом, суть Устава сводилась к регулированию финансово-кредитных
отношений и положения зависимых слоев
населения. Список
статей Устава Свод законов принятый Владимиром
Всеволодовичем включал в себя четыре главы или устава: устав о резах, устав о
банкротстве купца, уставы о
закупах и холопах. Устав
о резах Устав Мономаха о резах, как называли
проценты от ссуды, включал следующее содержание: - не брать
больше 50% в год с ссуды; - выплачивает
долг должник не больше трех лет, после чего долг вместе с процентами аннулируется; - нельзя держать
должника в качестве работника, если он хочет на стороне заработать для уплаты
долга. Все эти
положения связанные с процентами были собраны в одной статье, под номером 53. Устав
о банкротстве купца Данный устав включал следующие важные
положения: - купец,
потерявший вверенный ему товар не по своей вине, а из-за природных катаклизмов,
не виновен, и его нельзя за это подвергать телесным наказаниям или продавать в
рабство. Ему дается рассрочка погодично на уплату утерянного товара или денег; - должник, на котором
много долгов будет продан в рабство, а вырученные средства пойдут на уплату
долгов в первую очередь государственных, затем представителям других
государств, и только потом местным кредиторам; - вышеупомянутое
положение указывает на один из путей
перехода человека в Древней Руси в категорию холопов (рабов). Эти положения были отражены в двух
статьях Устава — 54 и 55. Устав
о Закупах Эта часть Устава подробно регулировала
положения таких зависимых слоев как закупы, т. е. людей которые за долг (купу)
работали на своего кредитора. Эта глава состоит из 10-ти статей, с 56 по 66-ю. Здесь, в статье 56 упоминается один из
вариантов перехода в категорию
холопов: если закуп без всякой причины убежит от господина, то он становится
холопом. Говорится
и о безосновательных нарушениях прав закупа. Так, если господин обидит закупа,
отнимет у него данную ему ссуду, то он должен все вернуть, да еще за обиду заплатить закупу 60 кун (монет)
(Ст.59). А в 66-й статье говорится о том, в
каких случаях на суде могут быть или не
быть свидетелями холопы и закупы. Устав
о Холопах Больше всего статей Устава было
посвящено категории полурабов на Руси – холопов. Здесь перечисляются условия, по которым
становятся холопом, кого холопом считать нельзя, что будет с бежавшим холопом,
как его можно вернуть и т.п. Также говорится о торгово-финансовых отношениях,
связанных с холопами. Так, например 111-я статья указывает на то, что человек
работающий на господина на определённый срок не может быть обращен в холопа. Значение
Устава Мономаха
Законы, принятые Владимиром
Всеволодовичем, помогли устранить социально-политическую напряжённость в
стране. Определение прав закупов, смердов и холопов защищало их от произвола
феодалов. Урегулирование финансово-кредитных вопросов стабилизировало экономику
Руси. Устав Владимира Всеволодовича применялся в юридической практике древней
Руси вплоть до утверждения татаро-монгольского ига. |
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||